Постать овіяна легендою

 


3-го жовтня виповнюється 125- річниця великого російського поета Єсеніна Сергія Олександровича ( 1895 -1925).  Вірші  Сергія Єсеніна багаті на звуки, запахи, фарби. 

Сергі́й Олекса́ндрович Єсе́нін (рос.Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин; нар.21 вер. (3 жовтня, Констянтинові, Рязанська губерня.  Дзвенить дівочий сміх, «зі дзвонами» плачуть глухарі, лунає «дрімуча пісня» рибаків, грає тальянка. Спас пахне яблуками та медом, ялинки ллють запах ладану. Навкруги — м'яка зелень полів, яскраво-червоне світло зорі, кадить черемховий дим. У його героїнь блакитні або прикрашені шиттям хустини, а герой — в білій свиті і яскраво-червоному поясі. Палають зорі, гаї вкриває синій морок, морок може бути і червоним, на воді — жовті відблиски місяця. Блакитне, синє, червоне, зелене, золотисте — іскриться та переливається у віршах поета. Милуючись особливостями селянського життя, картинами природи,Сергій Єсенін намагається не просто донести до читача свою радість від їхнього споглядання, а й передати, заразити його відчуттям краси життя. Світлий і радісний колорит здається пануючим в поезії Єсеніна. Бібліотека пропонує поетичне намисто віршів.



Отговорила роща золотая

Березовим еселым языком,

И журавли, печально пролетая,

 Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть?

Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

 О всех ушедших грезит конопляник

 С широким месяцем над голубым прудом.

 Стою один среди равнины голой,

 А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

 Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

 В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

 Сгребет их все в один ненужный ком..

. Скажите так... что роща золотая

 Отговорила милым языком.




Черемуха

Черемуха душистая

 С весною расцвела

И ветки золотистые,

 Что кудри, завила.

 Кругом роса медвяная

 Сползает по коре,

 Под нею зелень пряная

 Сияет в серебре.

 А рядом, у проталинки,

 В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

 А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

 Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.


 

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

 Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

 В старомодном ветxом шушуне.

 И тебе в вечернем синем мраке

 Часто видится одно и то ж:

 Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

 Не такой уж горький я пропойца,

 Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

 По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

 Не волнуй того, что не сбылось,-

 Слишком раннюю утрату и усталость

 Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

 Ты одна мне помощь и отрада,

 Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

 Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.



Батько Олексій Микитович Єсенін (1873-1931)
Мати Тетяна Федорівна Єсеніна (1875 -1955), сестра Олександра


Сестри Олександра і Шура

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

"Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда".

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.



дружина Зинаїда Райх (1894 -1939)


Береза

Белая береза

 Под моим окном

Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

 Белой бахромой.

 И стоит береза

В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

Новым серебром.








Коментарі